Древний Рим

    Трактат "О происхождении германцев и местоположении Германии" Корнелия Тацита, увидевший свет в 98 году нашей эры, до настоящего времени, является основным источником по описанию языческих народов и обычаев Древней Германии. Несмотря на свою краткость, этот трактат содержит в себе ценнейшие сведения и наряду с Анналами и Историей Корнелия Тацита, входит летописную сокровищницу Древнего Рима. Одним из важнейших сведений, для исследований истории языческой Руси, является сведение о местонахождении германского народа "ругии", нахождение которых не меняется в ближайшее тысячелетие, но дополняется вариантом звания "русии", что в свою очередь служит ориентиром определения места для призвание "вярягов, руси".
 
    "Записки о галльской войне" Гая Юлия Цезаря (102 - 44 г.г. до нашей эры), являются не просто выдающимся произведением выдающегося человека, а экскурсом язычника по языческим обычаям и нравам европейских народов. "Записки о галльской войне" содержат в себе не только воззрения (такие как - "ведь бессмертные боги любят давать иногда тем, кого они желают покарать за преступления, большое благополучие и продолжительную безнаказанность, чтобы с переменой судьбы было тяжелее их горе") самого автора, но и описание языческих традиций других народов:
    Из богов они (галлы) больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесл и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной.
    Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, - именно: в солнце, Вулкана и луну; об остальных богах они не знают и по слуху.

    Естественно, имена названных богов воспроизводятся в видении автором римской теологии, но служат ценнейшим сведением о характеристиках языческих богов европейских народов.
 
    Философские трактаты "О природе богов. О дивинации. О судьбе." великого римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 - 43 г.г. до нашей эры) являются замечательным примером откровенного повествования язычника о видении того, о чём было принято молчать. Искренность автора служит примером здравой оценки языческим представлениям в трактате "О природе богов":
    И мудро поступают академики, которые воздерживаются выражать одобрение вещам сомнительным. Ведь, что может быть постыднее недомыслия? Что безрассуднее? Что недостойнее твердости и постоянства мудрого мужа, чем придерживаться ложного, или, ничуть не сомневаясь, защищать то, что недостаточно исследовано и продумано?
    В трактате "О дивинации" (прорицании) заслуживают внимания и такого рода заметки:
    Ибо если легкомысленная доверчивость и ошибки постыдны во всех делах, то в этом - в высшей степени, поскольку тут приходится решать, какую меру доверия мы должны иметь к ауспициям, обрядам, культу богов. И следует ведь опасаться, как бы мы или, проявив к этому пренебрежительное отношение, не впали в нечестие, или, приняв [все на веру], не предались бабьим суевериям.
    Интересен и трактат "О судьбе" где Марк Туллий Цицерон размышляет на извечную тему:
    К чему впутывать судьбу, если и без судьбы для всех вещей находится основание или в природе, или в фортуне?
    Эти трактаты являются замечательным примером философской мысли в сфере языческой традиции и культуры Древнего Рима.
    Особый интерес к трактатам "О природе богов. О дивинации. О судьбе." может вызвать тот факт, что Марком Туллием Цицероном обсуждаются воззрения коим отведена историческая роль - послужить основой для возникновения христианства.