ЯРИЛО

РУСЬ

О времени Ярополка

Ярило.Ру

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Летописи

Начало смуты на Руси, примечания


Однажды Свенельдич, именем Лют
Непонятно почему Нестор не удосуживается пояснить причину происходящих событий, в которых многое могло бы пролить свет на действительное положение дел.

И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же
Странный мотив для убийства - якобы не поделив охотничьи угодья. До этого, Нестор намекает на то, что прежде он поинтересовался кто это. В чём действительная причина - истории не известно.

И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом
Получается, что Олег умышленно пошёл на такой шаг, ибо трудно предположить обратное, если конечно такие события, вообще имели место. Это могла быть и умышленная провокация, к примеру, со стороны Владимира, ибо вся эта история была выгодна только ему.

Пойди на своего брата и захвати волость его
Крайне странное предложение для человека стремящегося отомстить за сына. Если раньше Нестор проявляет дюжую фантазию в адрес "алчности" Игоря, то здесь скрытие мотивов происходящих событий выставляет Олега в свете страдающего недостатком охотничьих угодий, Ярополка как жаждущего братоубийства, а Свенельда как ищущего выгоду в смерти сына.

И пришел Ярополк, плакал над ним
Стало быть, прежде Нестор излишне сгустил краски, и ненависть братьев была не столь очевидной, если вообще такая ненависть имела место быть. В силу периодических подтасовок со стороны автора повести, можно и отказаться от мысли о действительной вражде между Ярополком и Олегом, в пользу провокации со стороны Владимира.

У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее
Здесь, больше проглядывается мотив "брака по залогу", ввиду напряжённых отношений с греками, чем красоты лица. С одной стороны возникает вопрос о том - куда же делись русские красавицы, а с другой стороны, каким образом принявшая постриг, православная монахиня стала женой язычника?

Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море
На первый взгляд в бегстве Владимира нет ничего странного, если забыть о том, что он является новгородским князем, и неправомерные действия Ярополка должны были вызвать народные волнения по всей Руси, и обеспечить ему поддержку. Почему он бежит за море, когда ему гораздо проще обратиться к народу. Поэтому прослеживается совершенно иной мотив происходящих событий.

А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею
Это могло быть вынужденной мерой вследствие бегства местного князя, особенно учитывая тот факт, что и до этого момента Ярополк владел Русскою землёю (будучи князем Руси).

В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами
Остаётся только догадываться - кого именно называет Нестор варягами. Русь уже была на Русской земле, а по сему их можно исключить из списка кандидатов. Ближе всего находились литовцы (настроенные всю свою историю - враждебно к Руси), которые могли только с радостью согласиться на предложение Владимира.

Не хочу разуть
Иносказательное выражение об ухаживании за мужем.

Сына рабыни
Тем самым Рогднеда также свидетельствует о том, что Владимир лишь сын рабыни, без каких-либо свидетельств в адрес отца раба.

Этот Рогволод пришел из-за моря
Видимо, выбор Владимира не случаен, в стремлении обзавестись новыми заморскими связями через Рогнеду. Возможно, заморское происхождение Рогнеды вызывает желание выйти за Ярополка, у которого уже есть жена монахиня. Современные версии о том, что Рогнеда была невестой Ярополка, в свете исторической действительности надлежит решить в пользу гречанки, ибо доселе ни в одном поколении князей Русских, не встречается многоженцев. Первым в истории Руси многоженцем был сын рабыни - Владимир креститель.

Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей
Нужно заметить, что здесь нет прямого указания на русь или славян, а перечислены племена, соседи литовцев. По всей видимости, под варягами понимается литва.

И пришел Владимир к Киеву с большим войском
Остаётся только догадываться, какова была численность войска, которая заставила князя Руси Ярополка затвориться в Киеве.

Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца
Крайне странное настроение для человека, которому известен собственный отец. Из этого высказывания можно сделать вывод о том, что Владимир и сам не знал своего отца. Что же касаемо "братства" с сыновьями Святослава, то для того времени "братание" было весьма популярно, особенно учитывая тот факт, что перед отправкой в Новгород, во имя дальнейшего мира между сыном рабыни и княжичами, обряд "братания" должен был быть обязательным. Такой же является и отношение Владимира к Рюриковичам, которое могло происходить только через рабство - холопа Рюриковичей (Двора которому служила его мать). Святослав - Игоревич, Ярополк и Олег - Святославовичи. Никто кроме Игоря не мог быть назван Рюриковичем в исторической действительности, если не был его собственностью.

Потому и виновен он в крови той
Интересный посыл Нестора, в снятии греха с Владимира с переадресацией Блуду. Попытка отбелить крестителя Руси?

Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали
Не совсем понятно, на какой двор ссылается Нестор. Если это повествование о том, что Владимир в действительности "Любечанин", то это снимает с него подозрения в том, что он может быть сыном Святослава. Таким образом, происходящие события рассказывают не о братоубийственной войне, а об убийстве Русского князя Ярополка, рабом Двора Рюриковичей Владимиром.

И так убит был Ярополк
На этом история о родоначальниках Руси прекращается - погружением в кризис, который до настоящего момента так и не смог сломать того, что было начато первыми князьями Руси.

Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой
Весьма странный шаг для князя, у которого должно быть всё своё. Владимир же выступает в роли "побирушки".

И была она беременна, и родился от нее Святополк
Даже здесь, Нестор предлагает обрести надежду на то, что гречанка могла быть беременна и от князя, а не раба.

Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира
Хотелось бы понять - каким это образом, но, учитывая любовь Нестора к различным риторическим уловкам, нет смысла надеяться на продолжение рода князей Русских.

Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека
Здесь в повествовании уже говорится о том, что Владимиру предлагается заплатить по счетам. И это законное требование варягов, ибо иное условие на котором согласились бы они служить Владимиру, трудно себе представить.

Обманул нас, так отпусти в Греческую землю
Похоже, что, познав рабскую натуру Владимира, варяги уже и не надеялись на большие привилегии - нежели возможность под эгидой Руси грабить Греческую землю.

И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города
Защищаясь, таким образом, от гнева обездоленных варягов, коих должно было быть не мало. И судя по всему, не было ни каких симпатии к Владимиру со стороны населения Руси - чему станет свидетельством дальнейший ход событий.

Идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного
Характерная только для раба, а не князя, благодарность тем - кто привёл будущего крестителя Руси к власти.

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами
Зачем ставить то, что уже должно было стоять? В этом повествовании Нестора уже нельзя найти подвоха, ибо сие сведение подтверждается и археологически. Но вопрос так и остаётся открытым - откуда он взял Перуна? Так как в данном случае нам предлагается действительные исторические факты, то поиски не должны представлять особой трудности. Вспоминая "дружину" Владимира, сразу вспоминается наличие в ней чуди (по-русски - чужих), кои "говорят на своих языках, они - от колена Иафета". Без каких-либо сложностей, во всей своей красе и с полной аналогией отыскивается по культу Перкунаса. Вместе с этим культом подтверждается и место куда "за море" бежал Владимир.

Хорса
Весьма распространённый культ, почитаемый вплоть до ордынского ига, где почтение этому богу оказывал хан Мамай (см. приложение "О богах Руси").

Дажьбога
Назвать этот культ исконно русским не представляется возможным (см. приложение "О богах Руси").

Стрибога
Предположительно - моравийский бог (см. приложение "О богах Руси").

Симаргла
Существует великое множество различных аналогов этого культа, но среди тюркских племён. Безусловно, появление этого культа связан с присутствием тюрок (см. приложение "О богах Руси").

Мокошь
Эта богиня известна по Новгородскому культу Мокосы (см. приложение "О богах Руси").

И осквернилась кровью земля Русская и холм тот
Весьма загадочно звучит повествование Нестора, словно это начало происходить только с этого момента. Такое же точно заявление можно сделать и по отношению к язычеству первых князей Руси, во время правления которых этого не происходило.

И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу
Этот факт подтверждается и археологически. Выкопанное более крупное изваяние, было заменено диаметром меньшим вдвое меньше. С этого же момента, появляются останки человеческих жертвоприношений.

Наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове
Остаётся только надеяться на то, что это не преувеличение Нестора. Остаётся только догадываться - откуда Владимир принёс такую моду и как он управлялся со своим "хозяйством"?

И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц
Учитывая сказанное выше и такое положение дел, надлежит сделать вывод о том, что автором предлагается не более чем байка - о быте коим жили языческие князи Руси, что ни коим образом не отвечает исторической действительности. Таким же образом можно указать на нравы человека, который был ненасытен не только в блуде, но и в религиозных реформах, одной из которых стала христианизация Руси.

содержание

оглавление

главная страница

Rambler's Top100

jarilo.ru

2007