ЯРИЛО

РУСЬ

Правление Святослава Храброго

Ярило.Ру

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Летописи

Об освобождении Руси, примечания


Словно пардус
Образ мифического существа подобного льву, либо старое наименование рыси.

И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти"
Бросая вызов таким способом, Святослав поддерживал древний обычай благородных воинов.

Кому дань даете?
В этом высказывании наблюдается эхо Олега, сын которого (Асмуд) был наставником Святослава.

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар
Дело, начатое Олегом, уже позволяло поставить точку в истории с хазарским каганатом, могущество которого угасало с каждым годом.

Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял
Опять наблюдается скромность, несопоставимая с проповедями Нестора - в освещении исторических событий. В этом походе Святослав нанёс сокрушительный удар, от которого хазарский каганат уже не смог оправиться. То, что у Нестора предлагается рядовым повествованием, в действительности было сенсационным событием не только для Европы. Христианской стороной, предлагается версия о том, что точку поставили какие-то кочевые племена. Арабские же летописцы, по всей видимости, были более осведомлены на предмет происходящих событий, и указывают на более поздний и окончательный визит Святослава в 969 году, поставивший точку в существовании хазарского каганата.

Одолел Святослав болгар, и взял городов их 80
Здесь требуется уточнение, в силу того, что независимо от могущества Святослава, "взять" 80 городов в течение такого времени, было бы весьма проблематично. При этом Нестор почему-то не уточняет, что в Болгарии было всего 84 города. В действительности, болгары встречали Святослава как своего Царя, и лишь 4 города входили в оппозицию, как сторонники греков.

Беря дань с греков
По всей видимости, речь идёт о том, что Святослав ужесточил взаимоотношения с греческой стороной.

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю
Надлежит уточнить, что "впервые" после изгнания таковых Игорем, так как Нестор утверждает то же самое - в событиях 915 года.

Ярополком, Олегом и Владимиром
С учётом того, что Нестору известно о том, что Владимир сын рабыни, данная связь видится подобной сватовству Константина к Ольге. Даже в христианскую эпоху, было принято отделять наследников от "бастардов", а по сему непонятно почему Нестор не использует общепринятые нормы, если это не умышленная подтасовка, в деле приукрашивания родословной крестителя Руси.

И сказал один отрок
Представитель младшей дружины (Отроков).

Я муж его
Представитель старшей дружины (Мужей).

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч
Таким образом, совершался языческий ритуал примирения враждующих сторон.

Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей
Здесь следует заметить, что Святослав называет Болгарию - своей (Русской) землёй, будучи князем Руси. Учитывая же тот факт, что речь идёт о середине, а не о крае, можно сделать вывод о том, что своей землёй Святослав называет всю Фракию (одним из городов которой является и Царьград).

Туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы
Интересна точка зрения Святослава, где он выступает уже не как воитель, а как купец, подобно Олегу, радеющему, прежде всего об экономическом благополучии Руси.

Ольга же завещала не совершать по ней тризны
В христианском похоронном ритуале предусмотрено только "отпевание", и Ольга отказывается от "воспевания" (тризны), языческого обычая почтения усопших.

Защитил ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата - дьявола
Здесь, можно ответить только возражением тому, что если к дьяволу Бог и имел какое-то отношение, то от врагов Ольгу защищали только Русские люди - такие как отрок, прошедший через стан печенегов и воевода по имени Претич, что следует из повествования самого Нестора.

И отказались Ярополк и Олег
Здесь наблюдается действительное отношение Святослава к своим детям, где нет даже малейшего намёка на Владимира.

И сказал Добрыня: "Просите Владимира"
Это является прямым указанием на то, что Владимира предложил только Добрыня. Поэтому, какие-либо современные гипотезы об "амнезии" Святослава, здесь неуместны.

Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Судя по всему, Малуша была материальным возмещением со стороны древлянского князя Мала - за смерть Игоря, где из сказанного Нестором отнюдь не следует определение отцовства, а констатируется факт того, что холоп Ольги - законный представитель Двора Рюриковичей.

И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же ответил им: "Вот он вам"
Здесь также не наблюдается свидетельств отцовской заботы о Владимире со стороны Святослава. Трудно представить себе князя не желающего предложить своего "бастарда", но изменяющего своему же мнению в силу предложения со стороны Добрыни, особенно учитывая твёрдость характера Святослава. Действительностью в этой сцене видится только то, что для Святослава было новостью известие о том, что у него осталось наследство от Ольги - в виде холопа Владимира, сына рабыни Малуши. Возникновение таких обстоятельств и служит Святославу поводом удовлетворить просьбу новгородцев.

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе
Наблюдается существенное изменение обстановки в Болгарии, где вследствие долгого отсутствия Святослава, по всей видимости - благодаря греческим интригам меняются настроения местного населения. Здесь же уместно вспомнить об арабских летописях, по которым Святослав был занят уничтожением хазарского каганата, что и могло послужить изменению обстановки в Болгарии.

И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам
Здесь Нестор опять не уточняет - почему взяв болгарский город, Святослав объявляет войну не болгарам, а грекам.

Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город
В этом объявлении войны можно только представить, какой ужас был испытан греками, которые уже не первое десятилетие жили в страхе потерять Царьград. Этот страх усиливался пророчеством о грядущем конце света, пред наступлением которого появится "Князь Рос" (коего видели в Олеге, Игоре и Святославе).

Ибо греки лживы и до наших дней
Интересное замечание Нестора в адрес отцов православия.

Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет
Аналогичное отношение наблюдается на варяжской Руси, где отводится особое почтение именно к оружию. Меч преподносился новорождённому со словами: "твоим в этой жизни будет то, что ты добудешь себе этим мечом".

Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию
В Истории Льва Диакона - представителя греческой стороны, происходящие события видятся несколько иначе. В них не наблюдается "радости царя", который ведёт себя достаточно высокомерно и "речей Святослава", но есть единственное в истории описание внешности самого Святослава. Во время этой исторической встречи, Цимисхий и Святослав при помощи переводчика, в течение нескольких минут обсудили ряд условий в прекращении военных действий обеими сторонами. Откуда у Нестора иная картина происходивших событий, для истории остаётся загадкой. И если в истории Диакона нет повода для сомнений, то Нестор как автор "сватовства Константина к Ольге" и "алчности Игоря" не вызывает доверия.

Как уже клялся я греческим царям
Факт доселе неведомый истории и не освещённый самим Нестором, если конечно не подразумевается некий договор в повествовании - "беря дань с греков".

Будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота
Оставленный в стороне во времена Игоря, Волос вновь появляется на страницах договора, в то время как должно наблюдаться обратное - в силу того, что Святослав "богатством пренебрегает, а оружие берет", так как Волос представляется "богом богатства". Очередной сомнительный фрагмент повести.

И да будем желты, как золото
Повествование подобное головоломке, где остаётся только догадываться - желтуху ли имеет в виду автор, или превращение в китайцев?

И своим оружием посечены будем
Быть "своим оружием посечённым" было на Руси уделом благородных, кои никогда не сдавались. "Мёртвые сраму не имут", такое же, как и многие другие, высказывание Святослава Храброго. Попасть в плен при жизни, означало рабство и на том свете, и поэтому смерть от сечения собственным оружием, была одной из самых почётных. В этой связи становится вообще непонятным то, о чем не первый раз (именно в договорах) повествует Нестор.

В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава
Не исключено, что Святослав умышленно шёл на смерть. Этим можно объяснить и отказ Святослава от предложения Свенельда (который был отправлен в Киев сухопутным путём в связи с тяжёлым ранением). Святослав с таким же успехом мог пойти следом за Свенельдом, а не оставаться на зимовку. Возможно, Святослав специально выжидал момент, когда печенеги наберутся отваги чтобы предпринять попытку напасть на него. Ведь Святослав переживал не только горечь поражения, но и смерть Икмора (воеводы Дружины, судя по всему - сына Асмуда), что не могло отвлечь его от собственного принципа - "мёртвые сраму не имут".

И взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него
Языческий обычай ритуальной чаши, которую использовали во время свадебной церемонии с пожеланием: "чтобы дети были такими же - как Он". Смерть этого выдающегося полководца и князя Руси, является последним фрагментом титульной страницы истории Руси. Освободив Русскую землю от хазарского каганата, основатель Руси Олег, защитник Руси Игорь, покровительница Руси Ольга и освободитель Руси Святослав - положили начало Государству Российскому.

содержание

оглавление

главная страница

Rambler's Top100

jarilo.ru

2007