О природе богов. О дивинации. О судьбе. Марк Туллий Цицерон

    Философские трактаты "О природе богов. О дивинации. О судьбе." великого римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 - 43 г.г. до нашей эры) являются замечательным примером откровенного повествования язычника о видении того, о чём было принято молчать. Искренность автора служит примером здравой оценки языческим представлениям в трактате "О природе богов":
    И мудро поступают академики, которые воздерживаются выражать одобрение вещам сомнительным. Ведь, что может быть постыднее недомыслия? Что безрассуднее? Что недостойнее твердости и постоянства мудрого мужа, чем придерживаться ложного, или, ничуть не сомневаясь, защищать то, что недостаточно исследовано и продумано?
    В трактате "О дивинации" (прорицании) заслуживают внимания и такого рода заметки:
    Ибо если легкомысленная доверчивость и ошибки постыдны во всех делах, то в этом - в высшей степени, поскольку тут приходится решать, какую меру доверия мы должны иметь к ауспициям, обрядам, культу богов. И следует ведь опасаться, как бы мы или, проявив к этому пренебрежительное отношение, не впали в нечестие, или, приняв [все на веру], не предались бабьим суевериям.
    Интересен и трактат "О судьбе" где Марк Туллий Цицерон размышляет на извечную тему:
    К чему впутывать судьбу, если и без судьбы для всех вещей находится основание или в природе, или в фортуне?
    Эти трактаты являются замечательным примером философской мысли в сфере языческой традиции и культуры Древнего Рима.
    Особый интерес к трактатам "О природе богов. О дивинации. О судьбе." может вызвать тот факт, что Марком Туллием Цицероном обсуждаются воззрения коим отведена историческая роль - послужить основой для возникновения христианства.