О происхождении германцев и местоположении Германии. Часть 2, примечания

39. Каменные строения появились у германцев позднее и, как обнаруживается по имеющимся в германских языках строительным терминам, умением их возводить германцы обязаны римлянам.

40. Т.е. глиной разных оттенкоь.

41. Т.е. Рейна или Дуная, по которым проходила граница с владениями римлян.

42. Т.е. Северным и Балтийским морями и морем, лежащим за Скандинавией, - иначе говоря, Северным Ледовитым океаном.

43. Описание одежды германцев не вполне точно: мужская одежда - и не только у знатных - состояла из льняной нижней одежды, штанов (коротких или длинных) и грубошерстной накидки: были в ходу также куртки с рукавами и овечьи и звериные шкуры; не точны сведения Тацита и о женской одежде: женщины носили льняные рубашки, платья и накидки. Об обнаженных руках у германских женщин Тацит особо упоминает в связи с тем, что платье римских женщин было снабжено рукавами.

44. Например, царь свебов Ариовист (Юлий Цезарь. Записки о галльской войне, I, 53), который, будучи женат, имел и вторую жену, сестру царя Норика Воккиона.

45. Сведения Тацита о приданом не вполне точны. В действительности жених вносил за невесту выкуп, а отец невесты, по-видимому, передавал его новобрачной. Кроме того, наутро после свадьбы молодая жена получала от мужа подарки.

46. Здесь, как и в других местах, Тацит отзываясь с похвалой о нравах германцев, молчаливо осуждает тем самым римские нравы.

47. Какие именно племена имел в виду Тацит, не установлено.

48. Это сообщение, по крайней мере в той части, где речь идет о родившихся после смерти отца, не соответствует действительности.

49. Снова намек на Рим и на ряд римских законов, издававшихся со времени Августа с целью стимулировать деторождение в знатных семьях и оставшихся безрезультатными.

50. В знатных римских семьях детей, напротив, препоручали кормилицам; Тацит подробно рассказывает об этом в "Диалоге об ораторах" (29).

51. О том же сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, VI, 21).

52. В Риме девушек выдавали замуж по достижении ими 13-14 лет; как видно из текста, Тацит отдает предпочтение принятому у германцев порядку.

53. Сообщаемое Тацитом объясняется тем, что германская женщина, вступая в замужество, не порывала со своим родом, как у римлян, а сохраняла свою принадлежность к нему.

54. И здесь Тацит намекает на римские нравы; богатый бездетный старик был окружен в Риме множеством заискивающих пред ним, ибо по римским законам он мог распорядиться имуществом по своему усмотрению.

55. О гостеприимстве германцев сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, VI, 23). Тацит особо упоминает о том, что явившихся без приглашения принимают столь же сердечно, как если бы они были приглашены, потому что у римлян отношение к незваному гостю было совершенно иным.

56. Римляне умывались после обеда.

57. В отличие от римлян.

58. Речь идет, разумеется, лишь о верхнем общественном слое.

59. Совсем иначе отзывается о германцах и сам Тацит (Анналы, II, 14), и Веллей Патеркул, называющий их лукавыми и лживыми (Римская история, II, 118).

60. Речь идет о неизвестном римлянам пиве.

61. Колон - лично свободный крестьянин-арендатор, плативший землевладельцу за обрабатываемую им землю деньгами или натурой; положение рабов у германцев Тацитом несколько идеализировано.

62. Таким образом, и у германцев раб был вещью, принадлежащей своему господину, который был вправе распорядиться им по своему усмотрению; строгое обращение римлян с рабами возводилось ими в систему ради поддержания дисциплины и беспрекословного повиновения.

63. Напротив, вольноотпущенники в эпоху империи - весьма влиятельная прослойка римского общества: из них комплектовались административные кадры, многие из них занимали высшие должности в правительстве и при дворе.

64. И здесь Тацит противопоставляет "добрые" нравы германцев "дурным" нравам римлян. О бесплодной борьбе с ростовщичеством в Риме он говорит в "Анналах" (VI, 16-17).

65. Помимо ячменя, пшеницы, овса и ржи, германцы сеяли также чечевицу, горох, бобы, лук-порей, лен, коноплю и красильную вайду, или синильник.

66. Наименование осени у германцев действительно появилось позднее; под осенними плодами Тацит подразумевает плоды фруктовых деревьев и виноград.

67. И в рассказе о погребальных обрядах германцев Тацит отдает им предпочтение перед римскими, что особенно подчеркивается последней фразой первого абзаца этой главы.

68. Т.е. Юлий Цезарь. Цезарь считал, что галлы (кельты) - исконное население Галлии, тогда как, по современным научным воззрениям, Галлия была заселена кельтами, двигавшимися с Востока (около 2000 г. до н.э. кельтские поселения существовали на юге и юго-западе нынешней Германии).

69. Т.е. Рейн.

70. Здесь Тацит имеет в виду Швабскую Юру.

71. Тацит имеет в виду германское племя маркоманов, переселившееся на оставленную бойями территорию.

72. Пространство между 2 рукавами Рейна в его нижнем течении.

73. Десятинные земли, или Декуматские поля, получили свое название либо из-за того, что были населены 10 родоплеменными общинами, либо, как считалось ранее, потому, что поселившиеся здесь римские колонисты платили в казну подать в размере 1/10 с собранного ими урожая; во второй половине I в. н.э. эта территория была присоединена к Римскому государству и вошла в состав римской провинции Верхняя Германия.