Россия (Русь)

    Летописный свод "Повесть временных лет" дошедший до нашего времени в составе ряда (Лаврентьевской, Радзиловской, Ипатьевской и других) летописей, и является одним из основных первоисточников об истории Древней Руси. Наиболее вероятным автором "Повести временных лет" является киевский летописец Нестор, деятельность которого приходится на начало XII века. Вполне допустимо, что материалы этого свода принадлежат перу нескольких авторов, а также более возможно наличие в "Повести временных лет" более поздних приписок, в соответствии с "заказом" от правящей на Руси династии. Фактом может являться только то, что ни одно свидетельство этой повести о языческом времени Руси, не принадлежит перу очевидца событий.
    В "Повести временных лет" собраны легенды и предания V - IX веков, отображавших более ранние события, происходившие с начала нашей эры. Фольклорный материал повести несёт в себе достаточно много представлений из героических эпосов, бытовавших в среде русской дружины, но благодаря религиозным пристрастиям автора, которыми изобилует "Повесть временных лет", эти сведения предельно сокращены и служат не освещению истории, а просвещению христианской морали. Также в повествовании встречается достаточно много сведений, которые противоречат исторической действительности, но даже в такой форме, наряду с другими неизвестными летописям свидетельствами, служат важнейшим источником по истории языческой Руси.
    Предлагаемый материал "Повести временных лет" ограничен историей языческой эпохи Руси, временем правления князей, основателей Русского Государства. Начиная со времени правления Владимира крестителя, события повести достаточно хорошо изучены и описаны в истории, и не представляют интереса для изучения на этом ресурсе.
 
    "Древняя российская история" великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765), является ценнейшим произведением по истории языческой Руси. Будучи выдающимся деятелем науки Ломоносов, уделял большое внимание культурному наследию русского народа. Своим трудом об истории России, М.В. Ломоносов даёт ответ сторонникам "норманнской теории", и, невзирая на жестокое противостояние, остаётся не порабощённым западной модой, даже оставаясь в гордом одиночестве. Конечно же, приверженность Ломоносова к "славянству" не является единственной и правильной позицией, в силу того, что Россия это не только норманны или славяне, но позиция исторического суверенитета русского народа - безусловно, отвечает действительному положению дел.
"Древняя российская история" Михаила Васильевича Ломоносова, весьма познавательное произведение, в котором наблюдается не полёт фантазии автора, а строгая констатация фактов. В этом произведении можно найти и такие фрагменты, которые используются автором без предварительной переоценки, ибо, по всей видимости, являются на тот момент непререкаемыми. К примеру, можно отметить то, что "Рурик, самодержавства российского основатель и праотец многих государей", в то время как исторически, Рюрик призванный (т.е. наёмный) руководитель, а основателем Руси можно признать только Олега. Также, отцовскую линию можно без сомнения отнести к князьям Игорю, Святославу, Ярополку и Олегу (сыновьям Святослава), в то время как отцовство Владимира до настоящего времени остаётся под вопросом, особенно учитывая тот факт, что Нестором отмечается иной "отчий двор" (любечанина, земляка матери, а не Святослава). Точно также, весьма загадочная принадлежность Владимира к Рюриковичу (коим был один только Игорь), если это не объясняется типичной для того времени принадлежности холопа двору Рюриковича (что отвечает только происхождению Владимира от рабыни Малки). Поэтому, можно констатировать факт того, что "Древняя российская история" М.В. Ломоносова является строгим отображением истории - в полном соответствии с академическими исследованиями того времени, служащие раскрытию темы о происхождении русского народа.