Четыре ветви мабиноги. Бранвен, дочь Ллира. Примечания

   История Бранвен сохранилась в полных версиях в БК и КК и в маленьком фрагменте, содержащемся в БК и относимом по особенностям языка к более раннему периоду. Здесь, в отличие от "Пуйла", изложен цельный сюжет, типологически близкий к сюжету о Троянской войне,- гибель людей двух королевств из-за женщины. Мрачный романтизм и фатализм повести делают ее одной из самых интересных в художественном отношении. Здесь появляются ярко очерченные характеры, даже с индивидуальными речевыми особенностями, что для литературы того периода еще не было типичным. Прекрасная, безвинно страдающая Бранвен; мудрый и величественный Бендигейд Вран; коварный и ироничный Эвниссиэн; нерешительный, переменчивый король ирландцев Матолх - все эти образы, находя свои истоки в мифологии, одновременно порождают многих героев средневековой литературы, прежде всего - повести о Тристане и Изольде (одна из героинь которой, кстати, получает имя Бранжьена, производное от Бранвен).
   Действие повести разворачивается на широком - по сравнению с другими мабиноги - географическом просторе, охватывающем не только Уэльс, но и Ирландию с Англией. Исторический фон в основе своей легендарен, хотя в нем нашли отражение некоторые факты ранней истории Уэльса и обычаи как валлийцев, так и ирландцев.

   1) Bendigeiduran - "Благословенный Вран". Вторая часть имени относится к общекельтскому божеству потустороннего мира (возможно, восходящему к ведическому Варуне). Первая же часть объясняется в триаде 16, где говорится о том, что Бендигейд Вран вместе во своим сыном Карадаугом был взят в плен римлянами и семь лет прожил в Риме, где обратился в христианство и принес эту веру на остров, за что и был назван одним из Трех благословенных правителей. Упоминание Врана в связи с римским завоеванием столь же легендарно, как и его управление "Островом Британии и тремя прилегающими островами". В других триадах Бендигейд Вран также упоминается среди мудрых и могучих правителей Британии, что отражает его функции первопредка, с которыми связаны и его великанский рост, и странные качества его отрубленной головы. Вдобавок, Врану в фольклоре приписываются и вредоносные качества (типа вожака "дикой охоты"), что не очень согласуется с его "благословенностью" и позволяет считать его тесно связанным с царством мертвых, возможным аналогом ирландского Балора, чудовищного короля демонов-фоморов, отрезанная голова которого также обладала чудесными свойствами.

   2) Lly^r Llediath, "Ллир Кратких речей", мифический первопредок ряда валлийских родов; его имя соответствует ирландскому Ler. У ирландцев Мананнан Мак Лер (валлийский Манавидан) был морским божеством; упоминание Бендигейд Врана и Бранвен в качестве детей Ллира, вероятно, восходит к более поздней традиции. Образ шекспировского короля Лира создан фантазией Гальфрида Монмутского ("История бриттов"), хотя, возможно, отражает некоторую аморфность и слабость этого персонажа, упомянутого в одной из триад, где говорится о том, что Эуросвидд заключил Ллира в темницу и отнял у него жену.

   3) Лондон - по-валлийски Llundein или Саег Lludd, "крепость Ллудда"; происхождение названия отражено в повести "Ллудд и Ллевелис". Город был важным политическим центром Британии еще до римлян, но упоминание о нем как о столице явно связано с более поздним временем.

   4) Харлех - порт на северо-западе Уэльса, в древности называемый также Twr Bronwen, или "крепость Бранвен".

   5) Ардудва - область в графстве Мерионет (северо-западный Уэльс).

   6) Эуросвидд, как уже упомянуто, заключил в темницу Ллира, отца Бендигейда Врана и Манавидана; и силой отнял у него его жену Пенарддин. Hекоторые ученые отождествляют его с римским военачальником Осторием.

   7) Бели Великий, сын Маногана, отец Касваллауна и Ллудда,- один из легендарных правителей Британии. Ряд ученых (в первую очередь Т. Ф. О'Рахилли) связывают его имя с корнем mellt ("сияющий"), который соединяют, с одной стороны, с мифическим народом Фир Болг в Ирландии, с другой (что кажется более вероятным) - с галльским племенем белгов, которые, как считают многие ученые, захватили юг Британии непосредственно перед римским вторжением. Бели, или Беленос, упоминается также в качестве супруга Дон - богини-матери, имя которой восходит к индоевропейскому корню *danu - "вода" и которая в валлийской мифологии является матерью Гвидиона, Арианрод и некоторых других героев-волшебников. Таким образом, Бели в качестве супруга хтонической прародительницы соответствует небесному божеству света и солнца (ср. ирландский Гриан, "солнце", супруг Дон-Дану).

   8) Здесь слово "deulu" можно понимать и как "родичи", и как "дружины"; вероятно, имеются в виду враждующие между собой потомки Ллира и Эуросвидда.

   9) Распространенный обычай, возможно заимствованный у скандинавов.

   10) Короля с таким или хотя бы похожим именем история не знает; при этом его имя скорее всего действительно является ирландским, поскольку не находит этимологии в валлийском языке.

   11) Branwen uerch Ly'r; видимо, первоначальной формой этого имени было Bronwen ("белогрудая"), а потом его приблизили к имени Bran. Один из любимых женских образов валлийской поэзии, где отмечается не только ее красота, но и магическое искусство. Печальная судьба Бранвен отражена также в нескольких триадах. Hа острове Англcи есть место, называемое Инис-Бронвен; в 1813 г. там откопали древнее погребение, но, естественно, тогдашний уровень научных знаний не позволил определить его характер. Во всяком случае, именно это место (Абер-Алау) указано в повести как могила Бранвен.

   12) Ynys у Kedyrn, "Остров Могущества", или "Остров Могущественного" - одно из многих имен Британии в валлийской традиции. Известна триада №1 из "Имен острова Британии" (Enweu Ynys Prydein), где говорится, что сначала остров именовался "Предел Мерлина" (Clas Myrddyn), потом Медовым (Y Vel Ynys) и, наконец, Остров Британии (Ynys Prydein) в честь мифического первопредка бриттов Придейна, сына Аэдда Великого. Возможно, название "Остров Могущественного" происходит от имени другого первопредка, Ху Кадарна (Могучий Пес).

   13) Буквально: "третьей из прародительниц" (tryded prif rieni), но такой перевод сомнителен, поскольку Бранвен не оставила потомства. Двумя другими прародительницами (или знатнейшими дамами) Острова Британии можно считать Рианнон как мать Придери и Арианрод как мать Ллеу.

   14) Аберфрау на острове Англcи было в IX-ХIII вв. резиденцией королей Гвинедда, северного валлийского королевства.

   15) Действительно, по валлийскому праву требовалось согласие Эвниссиэна на замужество Бранвен как одного из ближайших ее родственников.

   16) По валлийским законам Хоуэла Доброго (X в.), королю в возмещение за бесчестье (sarhad) полагалось отдать по сотне коров на каждую область его королевства, полоску серебра длиной от земли до лица сидящего короля и полоску золота шириной с его лицо.

   17) Бендигейд Вран мог казнить или изгнать Эвниссиэна, однако это неизбежно вызвало бы кровную вражду между родами Ллира и Эуросвидда.

   18) Этот Котел Оживления родствен другим чудесным котлам и чашам кельтской мифологии (см. "Пуйл", примеч. 29). Он часто ассоциируется с глубоким озером (в данном случае это Длин Тегид, или "Озеро Дивное"). Собственно Котел Оживления известен по ирландской псевдоисторической компиляции "Книга завоеваний Ирландии" ("Lebor gabala Еrеnn"), в которой он принадлежит племени богов Туата Де Дананн.

   19) Cymwd ("община") - территориальная единица в древнем Уэльсе. Hесколько общин составляли cantref.

   20) Talebolion - от "taiwyt ebolion" ("уплатили жеребятами"). Пример искусственной этимологии. Hа деле название общины, видимо, обозначает "Предел рода Бол" или "Боли".

   21) История с Железным Домом кажется заимствованной из ирландской саги "Orgain Dind Rig" ("Разрушение Динн Риг"); вообще сожжение героя в доме как прообраз грядущей огненной гибели мира часто встречается в ирландской мифологии.

   22) Память об ирландских поселениях в Уэльсе, которые, возможно, сохранялись в некоторых районах до VIII-IX вв.

   23) Имя Гверн означает "другой"; возможно, это измененное ирландское имя Кербалл или Киаран.

   24) Caer Seint - Сегонтиум, римское укрепление недалеко от Карнарвона.

   25) Карадауг, сын Брана, т. е. Бендигейда Врана, упоминается в триадах как один из военачальников, выбранных бриттами, чтобы противостоять нашествию римлян (вместе с Касваллауном, сыном Бели). Отмечается, что "с ним были люди Британии от знатных до рабов" и что он одержал множество побед, но из-за предательства Аваруи, сына Ллудда, и его дочери Арегведд (отождествленной с царицей бригантов Картимандуей) он был взят в плен римлянами. В мабиноги, таким образом, произошло смешение нашествия римлян с предыдущим нашествием белгов, олицетворением которых, возможно, выступает здесь Касваллаун, сын Бели.

   26) Seit Marchaug ("семь всадников", т. е. знатных) - имя, которое до сих пор носит холм в графстве Мерионет.

   27) См. "Пуйл", примеч. 43.

   28) Буквально - о gerd arwest ("с певцами на плечах").

   29) Это описание Бендигейда Врана очень сходно с описанием Мака Кехта в ирландской скеле "Разрушение Дома Да Дерга": "Два озера у горы - два его глаза у носа. Две шкуры у дерева - два его уха у головы... Две голубые волны - его равно прекрасные брови на дивноцветном румяном лице" (перев. С. В. Шкунаева).

   30) Llinon - река Шэннон.

   31) A uo penn bit pont - "кто глава, тот и мост", средневековая валлийская поговорка, уже известная ко времени появления БК.

   32) Любопытный отголосок наследования по женской линии, известного у шотландских пиктов, но не встречающегося в историческое время ни в Ирландии, ни в Уэльсе.

   33) Boly сrоуn - "кожаный мешок"; слово "boly" кажется заимствованным из ирландского, где обозначает нечто набитое, раздутое (ср. Фир Болг).

   34) Eneit - букв. "душа", здесь в смысле "друг".

   35) Энглин - один из жанров валлийской поэзии, трех- или четырехстрочное стихотворение, обычно содержащее какое-либо афористическое высказывание. Hаличие энглинов в прозаическом тексте мабиноги позволило некоторым ученым предположить, что первоначально весь текст был написан стихами, но такое предположение вряд ли имеет под собой почву.

   36) В оригинале иронически обыгрывается слово "blawt", имеющее два значения: "мука" и "пыльца" в смысле "цвет" (воинства).

   37) У.-Дж. Грифидд считает, что эпизод бросания мальчика в огонь предлолагает доказательство его непринадлежности к нечистой силе, в чем обвиняли ирландцы его мать (обряд сродни прыжкам через огонь, известным у многих народов).

   38) Перевод этой фразы ("Guern gwn, gwchuiwch Uordwyt Tyllyon"), искаженной переписчиками, давно уже является предметом дискуссии. Hекоторые ученые считают, что эпитет Мордуидтилион, переводимый ими как "раненое бедро", относится к Бендигейду Врану, и переводят всю фразу как "псы Гверна (т. е. воины Ирландии), цельте ему в бедро!". Это подкрепляется строками одной из поэм, приписываемых Талиесину: "Я был в Ирландии с Враном, Я видел, как пал раненный в бедро (yuordwyt tyllon)". Мы сочли возможным дать нейтральный смысловой перевод этой фразы.

   39) Единственное упоминание Придери в этой Ветви Мабиноги.

   40) Гливиэу, Сын Грома - возможно, реликт кельтского громового божества

Тараниса; Eil - значит "второй", "схожий".

   41) Талиесин ("Сияющее чело") - знаменитый полумифический валлийский бард, живший, по преданию, в VI в. Считается автором записанной в ХIII в. "Книги Талиесина" - сборника поэм и пророчеств, ряд из которых действительно по особенностям языка может быть отнесен к VI в. О нем см. ниже в легенде "История Талиесина".

   42) Отрезанная голова героя, изрекающая предсказания, нередко встречается в кельтской, и не только в кельтской, мифологии (например, голова Конайре мак Этерскела в "Разрушении Дома Да Дерга" или голова Орфея).

   43) Hа Белом Холме (Gwynuryn) в Лондоне, где ныне находится лондонский Тауэр, укрепление существовало, по крайней мере, с римских времен.

   44) Три вещих птицы Рианнон (правда, связь их с ней остается неясной), которые, как указано позднее в "Килохе", могли своим пением "оживлять мертвых и усыплять живых". Последующие странствия героев - сокращенная передача классической схемы легендарного странствия, во время которого герои попадают на Острова блаженных, где забывают на время о своих устремлениях.

   45) Пенфро - впоследствии графство Пемброк.

   46) Абер-Хенвелен - Бристольский залив.

   47) Устье ручья Алау на острове Англcи, где в 1813 г. была обнаружена предполагаемая могила Бранвен (см. примеч. 11).

   48) Касваллаун, сын Бели - популярный герой валлийского фольклора, один из выборных военачальников, защищавших остров от римлян под командованием Юлия Цезаря.
   В традиции сохранились фрагменты легенд о Касваллауне, где описывается его борьба с римлянами и путешествие в Рим для освобождения возлюбленной, чародейки Флур, дочери Мигнаха Горра. Триады именуют его одним из Трех золотильщиков обуви Острова Британии (вместе с Манавиданом и Ллеу) и одним из Трех верных любящих. Однако магические способности приписываются ему только в этом тексте.

   49) В триаде ь 95 упоминаются Трое, сердца которых разбились от горя: это Карадауг, Бранвен и некий Фараон Дандде (может быть, Фараон из библейской истории об Иосифе, сердце которого разбилось после гибели его полков в водах Черного моря, но тогда непонятна его связь с Британией). В более позднее время этого Фараона иногда заменяли Изольдой Белокурой (героиней повести о Тристане).

   50) Слово "yspydawt", переводимое нами как "гостеприимство", происходит скорее всего от латинского hospitium с тем же значением. Слово "Urdawl" в применении к отрезанной голове Брана переводится или как "достопочтенная, славная", или как "чудесная".

   51) Буквально: "позор моей бороде" (meuyl ar uy maryf).

   52) Приведем полностью очень любопытную триаду №37: "Три счастливых погребения и Три злосчастных выкапывания Острова Британии.
   Голова Брана Благословенного, сына Ллира, зарытая на Белом Холме в Лондоне лицом к Франции. До тех пор, пока она оставалась там, как ее положили, саксонская напасть не приходила на этот остров.
   Второе счастливое погребение: драконы в Динас Эмрис, которых закопал Ллудд, сын Бели.
   И третье - кости Гвертевира Благословенного в главных портах этого острова. Пока они оставались закопанными, саксы не могли проникнуть на остров.
   С ними же случились и Три злосчастных выкапывания. Гуртейрн Hемощный откопал кости Гвертевира из любви к язычнице Роннвен. Он же выкопал драконов.
   Артур же выкопал из Белого Холма голову Брана Благословенного, ибо не желал, чтобы чья-то сила защищала этот остров, кроме его собственной".

   53) Объяснение разделения Ирландии на пять исторических провинций: Ленстер, Манстер, Ольстер, Коннахт и Мит.

   54) Редактор, видимо, знал о наличии в Ирландии множества древних украшений и пришел к выводу, что они найдены на полях сражений.

   55) Собственно, здесь идет речь об "ударе Бранвен" (Paluawt Branwen); имеется в виду пощечина, которую давали Бранвен по приказу Матолха.